FAQ (ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ)


Студентам и школьникам
Корпоративным клиентам

Студентам и школьникам


1Использую ли я посредников в своей деятельности?

Я не использую никаких посредников, например, сайты-агрегаторы репетиторов и категорически не советую обращаться к ним. Данные сайты требуют от преподавателя уплаты комиссии, которая может составлять 5–30% процентов от суммы заказа, обычно в сторону 30%. Вся сумма комиссии расчитывается без участия преподавателя некомпетентными администраторами. При этих расчетах берется предполагаемая продолжительность курса занятий, которая, конечно, всегда сильно завышается хотя бы потому, что администратор не разбирается в предметах. Например, человеку, который указал в списке своих компетенций только микроэкономику, могут предлагать провести занятия по менеджменту. Затем от спрогнозированной суммы рассчитывается комиссия. При этом всю сумму представители таких сайтов просят оплатить сразу после первого занятия, назойливо напоминая про это по смс и электронной почте. Эта комиссия перекладывается на учеников и, что очень плохо, приводит к отрицательной мотивации: преподаватель заинтересован растягивать занятия как можно дольше, даже если тему можно объяснить за один урок, чтобы отбить комиссию.

Все тексты на этом сайте написаны личной мной, без участия копирайтеров. Все идеи и материалы также составлены мной, если не сказано иного в ссылке на источник или цитату.

Мой собственный сайт существует с 2006 года с самого начала моей деятельности в сфере частного преподавания. Изначальная версия по-прежнему доступна.

2Где проходят занятия?

Располагаю комфортным офисом для занятий (1 км от метро Первомайская), а также могу заниматься онлайн.

В офисе есть кондиционер, кофемашина, заварной чай, санузел. На первом этаже дома находится кафе Twice.

В отдельных редких случаях я могу выезжать к ученику за дополнительную немаленькую оплату. Часто ученики настаивают, чтобы к ним приезжал преподаватель, однако опыт показывает, что по-настоящему мотивированные ученики всегда готовы приезжать сами.

3Связан ли я с администрацией университета?

Я не имею ни формальных, ни неформальных связей с администрациями, преподавателями, семинаристами, а также другими штатными сотрудниками как ВШЭ, так и любого другого вуза. Я не являюсь сотрудником какого-либо учебного заведения. В период учёбы был официально трудоустроен как младший научный сотрудник ВШЭ в ходе работы по гранту и проверке работ студентов младших курсов.

Если репетитор является в то же самое время ещё и семинаристом или преподавателем, к которому вы ходите на занятия в университет, на лицо конфликт интересов. Ему будет выгодно специально усложнять программу и нечетко излагать материал на официальных занятиях в университете, давать слишком сложные домашние задания, составлять экзамены, к которым трудно подготовиться самому, чтобы потом к нему максимально обращались за консультациями в частном порядке.

4Если у меня не получается позаниматься, могу ли я кого-то порекомендовать?

Нет, я работаю один.

5Есть ли скидки?

Нет, скидок не предоставляется. При увеличении количества часов, которые я работаю, падает качество уроков. Стоимость занятия включает в себя и то немалое время, которое было вложено мной в поддержание собственной базы знаний и материалов. Во время занятий у себя я предлагаю бесплатно подкрепиться листовым чаем, зерновым кофе, бутилированной водой.

6Сколько длится урок?

Я сторонник того, что заниматься лучше столько, сколько нужно для ответа на конкретный вопрос или решения конкретной задачи (домашнего задания, экзамена). Оплату можно посчитать пропорционально времени занятия, форма не должна главенствовать над содержанием. По опыту прошлых занятий, эффективность начинает падать после 1–2 астрономических часов примерно в 80% случаев.

7Что чаще всего мешает эффективно заниматься?

Я бы выделил следующие типовые факторы, не способствующие эффективному учебному процессу и укреплению полезных навыков. Они перечислены в случайном порядке.

  • Акцент на бытовое удобство занятий. "Далеко ездить", "неудобное время" и т.д. Практически всегда можно найти какой-либо удобный способ и возможность заниматься — при желании, конечно. Как только человек начинает говорить про неудобное расположение, начинает подбирать время исходя из загруженности метро или дороги и т.п., это маркер того, что хорошего результата скорее всего не будет.
  • Поездки на дачу на выходные и праздники, длительный отдых за границей, переезды между разными квартирами — обычно после них ученики очень долго восстанавливаются и приходят в рабочий ритм. Даже при наличии водителя и перелётов бизнес-классом.
  • Поиск виноватых. "Поменяли задания на экзамене", "не разбирали на лекции", "зачем это нужно" и т.п. Действительно, учебный процесс в формальных образовательных учреждениях построен так, что он практически не даёт возможности хорошо разобраться в материале, особенно "для себя". Тем не менее, просто сдать экзамен можно почти всегда.
  • Желание сразу научиться решать самые сложные задачи. Часто такое желание возникает у людей, которые не умеют даже самых базовых вещей. Это иллюзия, что можно сразу научиться решать самые сложные задачи. Действительно, понять материал как правило не так сложно и долго, если его хорошо объясняют, но само по себе решение самых "зубастых" задач не может принципиально повысить уровень студента.
  • Плохая школьная база может также приводить к проблемам в институте. Школьные репетиторы часто готовят только ради оценки, улыбки родителей и хороших отзывов, но это не имеет ничего общего с учебным процессом в университете. Плохие академические привычки, заложенные в школе, костенеют к моменту учёбы в вузе, от них становится неимоверно сложно избавиться. Особенно часто это проявляется в математике.
  • Занятие против воли ученика. Может возникать в ситуациях, когда интересы ученика и его родителей расходятся. Самые высокие и быстрые результаты по качеству у тех, кто приходит ко мне сам.
  • Несовместимые и взаимнопротиворечивые цели при слабой базе. Например, цель подготовиться к экзаменам довольно плохо сочетается с целью разобраться в материале для себя, если человек до этого не привык учиться.
  • Склонность постоянно "составлять план". В редких случаях какой-то "план" действительно оправдан, но обычно человеку нужно просто запустить базовые процессы. Составление планов только отнимает время и нервы.

8Какие формы контроля могут использоваться?

Во время курсов, состоящих из нескольких занятий, важно, чтобы был достигнут конечный результат. Чтобы достичь высокого результата необходимы стимулы, высокая мотивация и повышенная ответственность занимающегося. Для этого в определенных случаях (в особенности со школьниками или студентами 1–2 курса) подходит особая система контроля, которую я разработал на основе прошлого обширного опыта занятий. Одним из важнейших элементов системы является отчетная таблица, а также постоянный контакт с учеником и/или его родителями. Также я организую на своей территории бесплатные пробные экзамены по предмету, по которому осуществляется подготовка, но только при наличии свободного времени, например, летом. В отдельных случаях предоставляю собственные учебные материалы и литературу.

С 2004 года я веду и постоянно обновляю с учетом последних изменений личную базу экзаменов и промежуточных заданий по большинству предметов, изучаемых в Международном институте экономики и финансов (МИЭФ), на различных факультетах ВШЭ, других университетов, а также на программах MBA. Данная база позволяет быстро приступить к практическому решению образцов заданий, встречаемых на реальных экзаменах. Использование облачного сервиса Google Disk или Microsoft OneDrive для размещения базы позволяет ученикам получать доступ к материалам из любого местоположения с любого устройства и самостоятельно изучать материалы и решать варианты экзаменов.

9Даётся ли домашнее задание ученику?

Да. На основе имеющегося многолетнего опыта я даю задание, адаптированное к уровню студента. С 2004 года я поддерживаю базу учебных материалов, включающих задачники, учебники, лекции и типовые экзамены. Их можно использовать для целенаправленной подготовки к экзаменам по матанализу, школьной математике, статистике, эконометрике, микроэкономике, макроэкономике и прочим дисциплинам.

Задания даются и проверяются при наличии свободного времени у меня.

10Какие рекомендации существуют относительно того, когда лучше начинать заниматься?

Обычно частоту занятий устанавливает сам занимающийся. Это связано с тем, что разные люди имеют различное количество свободного времени для занятий, а также разный уровень мотивации. Тем не менее, есть определенные закономерности в том, сколько времени требуется для достижения той или иной задачи. На основе прошлого опыта можно говорить о следующем.

Экзамены по экономике, матанализу и статистике в МИЭФ в конце 1 курса: подготовку со мной оптимально начинать за 3–6 месяцев до даты экзаменов (начало мая).

Экзамены в МИЭФ в конце 2, 3 и 4 курсов: подготовку со мной оптимально начинать за 4–7 месяцев до даты экзаменов в мае–июне.

Пересдачи на факультетах ВШЭ, кроме МИЭФ: подготовку со мной оптимально начинать за 1–2 месяца до даты экзаменов.

Экзамены по математике в колледжах: подготовку со мной оптимально начинать за 0.5–1.5 месяца до даты экзаменов.

Подготовка к ОГЭ по математике: ОГЭ сдается в конце 9 класса. Это первый кирпичик в математической базе человека, который должен быть заложен особенно основательно. Многие навыки и математическая культура, заложенные на данном этапе, будут крайне полезны на протяжении всей последующей учебы в университете, вплоть до получения научной степени. Стоит иметь в виду, что даже если до 9 класса математика не получалась и не была любимым предметом, то не стоит опускать руки. Это как раз самое подходящее время, чтобы начать с нуля и быстро построить мощную базу. Даже 2 месяца интенсивных занятий дадут весомый эффект, не говоря о 5–8 месяцах (если начинать подготовку в сентябре или январе). Конечно, по сравнению с учебой в университете на данном этапе гораздо важнее мотивация. Если она не появится в этом возрасте, то все равно с этой проблемой придется столкнуться в университете позже. От нее невозможно уйти. Поэтому чем раньше начинаться, тем лучше. При этом необходимо изучить все возможности подготовки к экзаменам и выбрать те способы, которые наилучшим образом подходят для достижения ваших целей. Я также могу помочь в этом направлении.

Аналогичные аргументы можно привести по отношению к подготовке к ЕГЭ. Единственная разница будет заключаться в том, что ЕГЭ сложнее ОГЭ. Чтобы успешно сдать ЕГЭ на высокий балл необходимо много и напряженно работать и ни в коем случае не пропускать занятия.

11 Сколько раз в неделю лучше заниматься?

Оптимальное количество уроков в неделю индивидуально в зависимости от возраста, поставленной задачи и начального уровня. План занятий возможно четко сформировать уже после первых 1–2 уроков.

Школьникам нужно меньше уроков, чем студентам, поскольку перед ними стоят более простые задачи. Как правило, школьникам оптимально заниматься 2–4 часа в неделю. К концу учебного года количество уроков можно увеличить.

Чем выше уровень студента (до определенного момента), тем больше ему требуется занятий. У более сильных студентов, как правило, стоят более сложные задачи, они хотят усилить и так хороший уровень знаний, что требует объяснения более сложных идей и занимает больше времени. В то же время самым сильным студентам бывает достаточно одного урока.

12 Можно ли заниматься онлайн и насколько это эффективно?

Онлайн можно заниматься! Это удобно, поскольку экономит ваше время на дорогу и позволяет более гибко назначать занятия по времени. Можно, например, заниматься поздно вечером или рано утром без необходимости возвращаться домой за полночь или вставать в 6 часов утра. Некоторые люди считают, что занятия онлайн менее эффективны по умолчанию, но это не всегда так. На самом деле они могут быть даже более эффективными, чем занятия в привычном формате, поскольку я могу за несколько секунд в интернете найти подходящие примеры, статьи, модели и т.д. и сразу отправить ссылку на них ученику. При занятиях в привычном формате поиск материалов для иллюстрирования объясняемого может затянуться, что в итоге приведет к лишним тратам для вас. К настоящему моменту у меня накоплена в электронном виде большая база материалов по типичным вопросам, с которыми ко мне часто обращаются. Эти материалы мгновенно доступны при занятиях онлайн. На моем компьютере установлен всё необходимое программное обеспечение для решения множества задач.

Преимущества онлайна: экономия времени на дорогу, гибкое расписание, возможность оперативно транслировать материалы на экран, возможность психологически расслабиться (для интровертов).

Недостатки онлайна: низкая социализация, отвлекаемость ученика, иллюзия прогресса. Насколько человеку подходят занятия онлайн, вопрос очень индивидуальный. На мой взгляд, для самых сильных и самых слабых учеников более эффективны занятия оффлайн.

Для связи используются Яндекс.Телеконференции, Zoom, Skype, Miro, Telegram. Пишу на планшете в режиме трансляции экрана. Записи сохраняются в облако и всегда доступны ученику после занятий.

13 Какие предметы преподаются для факультета МИЭФ?

Мне важен каждый ученик. Помимо студентов, обучающихся на различных курсах МГУ и ВШЭ, особо большой опыт у меня накоплен в сфере преподавания дисциплин для факультета МИЭФ ВШЭ. Я сам проходил обучение на нём в течение 6 лет, поэтому хорошо представляю, какие требования предъявляются к обучающимся.

1 курс: математический анализ, статистика, микроэкономика, макроэкономика, информатика (в части без VBA).

2 курс: статистика, математика для экономистов, методы оптимизации решений, микроэкономика, макроэкономика, бухучет.

3 курс: эконометрика, микроэкономика, макроэкономика.

4 курс: корпоративные финансы, международная экономика, монетарная экономика, временные ряды, количественные финансы.

Это не полный список дисциплин, по которым я оказываю помощь. Получить полную информацию Вы можете, связавшись со мной.

14 Как проходит подготовка к ЕГЭ?

Подготовка проводится не только к самому ЕГЭ, но также с заделом на 1 курс. Одной из самых больших проблем для школьников является то, что готовятся они к ЕГЭ, а в университете их ждет совсем другой уровень требований, гораздо выше. Это связано с тем, что программы по математике в университетах разрабатывались, когда ЕГЭ еще не был введен. Эти программы не адаптированы под ЕГЭ и в каждом университете различаются, в то время как ЕГЭ одинаковый у всех.

15 Есть ли гарантия результатов?

Я не даю гарантий сдачи сессии по всем предметам только на отличную оценку или на 100 баллов. В большинстве случаев для достижения подобных результатов требуется не только моя помощь, но также удачное стечение обстоятельств и работа с психологом или коучем.

16 Стоит ли посещать школьнику курсы подготовки в его ВУЗе?

Вне зависимости от вашего уровня и мотивированности, курсы довузовской подготовки в ВУЗе стоит посещать. Они готовят к студенческой жизни и напряженному ритму учебы в высшем учебном заведении, чему невозможно научиться одному дома или с репетитором.

17Есть ли отзывы?

Нет. Подавляющее большинство учеников беспокоится о конфиденциальности и не соглашается оставлять по сути приватной информации, даже если очень довольны результатом. Я придерживаюсь своеобразной "врачебной тайны". Любые отзывы можно просто придумать или нанять копирайтера. Поддержание раздела с отзывами отнимает очень много времени, которое можно направить на проработку новых материалов, самообразование и более вдумчивую работу с текущими учениками. Лучшее подтверждение моего профессионализма — опыт частного преподавания с 2006 года.


Корпоративным клиентам


1 Какие именно услуги можно получить корпоративному клиенту?

Примеры услуг включают в себя следующее, но не ограничиваются этим:

  • Курсы повышения квалификации, адаптированные под профиль вашей компании
  • Анализ данных (продажи, бизнес-планы, финансовая отчетность) в Excel, Stata или в другой программе
  • Анализ стратегии компании и предложения по ее оптимизации
  • Построение финансовой модели проекта или компании, расчет показателей окупаемости (прибыльность, рентабельность, срок окупаемости)
  • Анализ чувствительности и рисков по проектам
  • Консультирование по вопросам фондового рынка и распределения прибыли компании
  • Консультирование по структурированию бизнеса
  • Разработка под ключ, отладка и внедрение программной и/или аппаратной части сложных уникальных систем под ваши индивидуальные нужды
  • Помощь в выводе нового продукта на рынок

2 Примеры выполненных работ для клиентов?

Проект завода по производству патоки (ТЭО, финансовая модель, стратегия)

Курсы по эконометрике, макроэкономике и Eviews в части прогнозирования для сотрудников Центрального Банка России

Некоторые ВУЗы и программы, студентам которых была предоставлена квалифицированная помощь репетитора по математике, статистике, макро- и микроэкономике и прочим наукам с экономическим, финансовым и математическим уклоном.